5 мая в Санкт-Петербурге продемонстрировали работу одного из элементов прототипа Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). В тестовой поездке на автобусном маршруте №36 приняли участие вице-губернатор Игорь Албин, член Правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по транспорту Александр Головин, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Денис Чамара, директор СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Самойлов, специалисты транспортных предприятий города. Участникам мероприятия представили функционал разрабатываемой КИСУ ГППТ, продемонстрировали возможности программно-аппаратного комплекса бортового оборудования прототипа комплексной системы управления.
Представленная система управления транспортом является одним из ключевых элементов реализации проекта «Умный город Санкт-Петербург». Работы по ее разработке и внедрению ведутся Комитетом по информатизации и связи, Комитетом по транспорту и СПб ГКУ “Организатор перевозок” с 2014 г.
Созданием прототипа в рамках государственного контракта занимаются ООО «НТЦ-Измеритель» и ООО «РедСис». Прототип Комплексной информационной системы управления включает:
– программное обеспечение прототипа КИСУ ГППТ (разрабатывается на технологической площадке информационных ресурсов Комитета по информатизации и связи);
– автоматизированные рабочие места пользователей (развернуты в СПб ГКУ “Организатор перевозок”);
– комплекс бортового оборудования.
Заместитель директора ООО «НТЦ-Измеритель» Валентина Усачева рассказала о работе установленного в автобусе программно-аппаратного комплекса бортового оборудования, к которому относятся:
– усовершенствованные терминалы-валидаторы, позволяющие оплачивать поездки при помощи QR-кода и бесконтактных банковских карт;
– билетный автомат, принимающий бумажные деньги и монеты, с возможностью выдачи сдачи пассажиру;
– бортовой компьютер в кабине водителя, позволяющий оперативно получать информацию из диспетчерского центра, подключать и централизованно управлять всеми компонентами внутрисалонного оборудования;
– система подсчета входящих и выходящих пассажиров;
– информационное табло, отображающее сообщения о транспортной обстановке, чрезвычайных ситуациях, прогнозном времени прибытия транспортного средства на остановку, а также другую информацию.
Архитектура комплекса бортового оборудования легко расширяема, в него возможно подключить дополнительное оборудование, такое как видеокамеры и др.
Технические средства системы учета пассажиропотока позволяют с помощью датчиков фиксировать каждого входящего и выходящего пассажира, а по окончании движения производить подсчет пассажиропотока по каждому направлению. Результаты учета, информация о количестве оплативших и неоплативших за проезд пассажиров, выводятся на экран бортового оборудования в кабине водителя.
В настоящее время прототип Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом проходит тестирование на трех городских автобусах маршрута №36.
В завершении осмотра вице-губернатор подчеркнул, что в первую очередь город должен получить удобный, понятный, совершенный продукт. «Я рад тому, что за год мы не только сформировали техзадание, но и построили действующую модель. Самое главное – есть компании, способные вложить свой интеллект, труд средства в создание подобного продукта. Следующий шаг – его испытание. Прежде чем тиражировать в масштабах города надо посмотреть, как это работает, загрузить дополнительными функциями, в том числе аналитическим приложением, оценкой качества работы городского общественного транспорта, контролем за состоянием водителя, аналитикой в части диспетчеризации, расхода топлива и так далее. Надеюсь, что в течение лета мы протестируем эту систему в полном объеме и выйдем на подготовку полноценного контракта, скорее всего это будет механизм государственно-частного партнерства. Умный город начинается с умного транспорта, а умный транспорт – с полноценной системы управления общественным городским транспортом», – сказал Игорь Албин.