В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Совершенство в деталях. Искусство Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Из частной коллекции» из собрания коллекционера, председателя совета директоров УК «СТАРТ Девелопмент» Захара Смушкина. На выставке впервые в России представлено декоративно-прик ладное искусство Японии второй половины XIX – начала XX века. Около 700 первоклассных произведений из керамики и металлов, изделий, декорированных эмалями и лаками, позволяют в полной мере оценить красоту и совершенство работы японских мастеров этого времени.
Открывая эту выставку генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, назвал коллекцию одним из лучших собраний в мире.
Коллекция собиралась в течение 7 лет, и, по словам, Захара Смушкина, «созрела для того, чтобы ею можно было поделиться с обществом».
Как подчеркнула Анна Савельева, куратор выставки, частные коллекции, особенно в таком масштабе, выставляются в Эрмитаже крайне редко. «Для музея это большой подарок. На современном рынке представлено огромное количество изделий художественных ремесел эпохи Мэйдзи, однако найти образцы подлинного искусства довольно сложно. Большого труда стоило собрать такую уникальную коллекцию».
На выставке предметы из металла представлены работами придворных мастеров Кано Нацуо, Судзуки Тёкити, Хирацука Мохэй, Комаи Отодзиро. Это произведения из различных сплавов, декорированные в технике золотой и серебряной насечки и инкрустации, нередко покрытые патинами нескольких оттенков. Тщательную обработку таких памятников сравнивали с парчовым ткачеством: тончайшие детали декора нужно внимательно разглядывать, нередко под увеличением, чтобы оценить мастерство торевта. На выставке демонстрируются уникальные для японской металлической пластики изделия: пара золоченых ваз работы мастера Мицуминэ, не имеющие известных аналогов в других коллекциях.
Наиболее полно на экспозиции отражено искусство эмали. Временной диапазон здесь довольно широк, он охватывает период от ранних опытов экспериментально го эмальирования до 1910-х годов, когда техника декорирования предметов была доведена до совершенства. Среди экспонатов произведения известных мастеров – Намикава Ясуюки, Намикава Сосукэ, Андо Дзюбэй, Хаяси Кодэндзи. Техника изготовления изделий с эмалью была чрезвычайно дорогой, требовала больших затрат творческих сил и времени. Возможно, этим объясняется тот факт, что с окончанием эпохи Мэйдзи, большинство мастерских прекратило свое существование, а вскоре были утрачены выработанные годами и опытом навыки. Замечательная коллекция японской керамики представлена знаменитыми сацумскими вазами и курильницами, роспись которых отличается изяществом и лаконичностью.
После четырех с половиной месяцев экспонирования в Эрмитаже коллекция может в том же статусе эрмитажной выставки совершить гастроли по Европе, например, в Швейцарию, поскольку правительство Японии поддерживает выставки, пропагандирующие национальное искусство страны.
Источник: http://piterets.ru/